Первый ранцевый парашют

Парашютный спорт История парашютизма Первый ранцевый парашют

В начале ХХ века принимались отчаянные попытки создать надежный, негромоздкий и легкий парашют. И впервые это удалось русскому изобретателю Глебу Евгеньевичу Котельникову. Будущий изобретатель родился (18) 30 января 1872 года в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики Петербургского лесного института Е.Г.Котельникова. Первый ранцевый парашют С детства мальчику нравилось мастерить различные модели и игрушки. После окончания гимназии, Глеб поступил в военное училище, стал артиллеристом, но прослужив три года обязательной службы, он ушел в запас. Некоторое время Котельников жил в провинции, служил акцизным чиновником, принимал участие в организации драматических кружков и постановке спектаклей, продолжая заниматься конструированием. В 1910 г. Глеб возвращается в Петербург, становится актером труппы Народного дома, взяв сценический псевдоним Глебов-Котельников.

Это было время, когда русские летчики впервые совершали свои полеты на аэропланах, и Котельников, любивший технику с детства, ездил на аэродром и наблюдал за полетами. Но 7 октября 1910 г. на его глазах произошла трагедия - погиб летчик Л.Мациевич. Потом в своей книге «История одного изобретения» Г.Е.Котельников так напишет об этом. «Это была первая жертва русской авиации. Она произвела на меня такое тяжелое впечатление, что, выступая, как обычно, вечером в театре, я все время видел страшную картину гибели летчика. Неужели нельзя уберечь летчика, думал я, спасти жизнь человеку, если происходит авария аэроплана? Я понял, что для аэроплана надо создать прочный и легкий парашют. А главное - авиационный парашют всегда должен быть с летчиком. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла и с любого борта аэроплана».

На разработку конструкции «РК-1» (русский, Котельникова, модель первая) у изобретателя ушло10 месяцев. Ученый пришел к выводу, что только парашют из непрорезиненного шелка будет прочным, гладким и эластичным, а также в сложеном виде займет совсем немного места. Рассчитав площадь купола, на котором может опуститься человек весом в 80 кг с безопасной скоростью 4-5 м/с, изобретатель получил круг, диаметром почти восемь метров. Котельников решил поместить его в металлический заплечный ранец, впервые разделив все стропы парашюта на две части и прикрепить их к двум подвесным лямкам. Тогда, взявшись правой рукой за левую, а левой рукой за правую лямку, парашютист мог развернуться по ветру, а динамический удар при раскрытии купола с помощью вытяжного кольца, распределялся равномерно по всему телу. Масса парашюта была чуть больше 7 кг, а вес металлического ранца - 2 кг. Купол шили из натурального шелка, вшивая в кромку стальной тросик для более быстрого и надежного раскрытия.

Изобретатель обратился к военному министру В.А.Сухомлинову с просьбой о субсидии на постройку опытного образца ранцевого парашюта, но отклика не нашел. Тогда в январе 1912 года Г. Е. Котельников подал заявку на свое изобретение во Франции и 20 марта того же года получил патент за № 438 612.

Первое успешное испытание парашюта провели 2 июня 1912 года с использованием автомобиля. Разогнавшуюся машину Котельников остановил раскрывшимся парашютом, прикрепленным к буксировочным крюкам, дернув его за спусковой ремень. А 1 июля того же года состоялись испытания парашюта в Воздухоплавательном парке возле деревни Сализи под Гатчиной. С 200-метровой высоты с аэростата был успешно сброшен с парашютом манекен. Но летный состав и чиновники из военного министерства с недоверием относились к новинке и только в начале Первой мировой войны вспомнили об изобретении Котельникова. Парашют был успешно применен на фронте, а также в годы Гражданской войны летчиками Красной армии.

Г.Е.Котельников продолжал усовершенствовать конструкцию, создав новые модели. В 1923 году он выпустил полужесткий ранцевый парашют «РК-2», затем появилась модель «РК-3» с мягким ранцем, а также изобретатель впервые создал парашют для спуска грузов до 300 кг с самолетов на землю и коллективного спасения пассажиров. В 1926 году Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству. Умер выдающийся изобретатель 22 ноября 1944 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. С 1949 года деревня Сализи близ Гатчины, где прошли первые успешные испытания созданного им парашюта, названа Котельниково, а недалеко от полигона сооружен скромный памятник с изображением парашюта.

Автор: Юлия Галетич
Дата публикации: 14.12.2010
Перепечатка без активной ссылки запрещена

Добавить комментарий

При использовании данного текста или любой его части, ссылка
Все о парашютах и парашютном спорте обязательна!
<a href="http://www.parachutist.ru" target=_blank> Все о парашютах и парашютном спорте </a>